Рэю Брэдбери девяносто пять лет…

Николай Кузнецов Рубрика: Мой дневник,Метки:
6

Сегодня, 22 августа 2015 года, великому американскому писателю-фантасту Рэймонду Дугласу Брэдбери исполнилось бы девяносто пять лет. Он прожил долгую земную жизнь, а в памяти человеческой, уверен, он останется навеки!.. Он был не просто замечательным американским писателем – это, пожалуй, для него слишком узко, – но он был великим Человеком, о чём красноречиво свидетельствуют его произведения. С его смертью 5 июня 2012 года, как мне кажется, в прошлое ушла целая эпоха – эпоха классической или, как говорят, научной фантастики…

(продолжить чтение, нажав кнопку «Далее»)

Я ещё не чувствую себя готовым написать сколько-нибудь достойную статью об этом чудесном философе, а потому ограничусь лишь некими набросками мыслей о том, что он для меня значит, некоторыми своими суждениями о его творчестве. И, конечно, я буду очень рад, дорогие друзья, если и вы поделитесь своими впечатлениями, добавите что-нибудь!..

Итак, с творчеством Рэймонда Дугласа Брэдбери я впервые познакомился году, кажется, в восьмом или девятом; тогда мне бабушка прочитала рассказ «Каникулы». Брэдбери меня сразу привлёк: я почувствовал в нём нечто светлое. Ну, и, разумеется, меня привлекало, что он фантаст. Потом мне прочитали ещё несколько рассказов, а после я впервые прослушал «Марсианские хроники». Эти самые «Марсианские» я потом перечитывал раза три (и с удовольствием перечитал бы ещё раз!). Нельзя сказать, что его произведения я глотал одно за другим: я, вообще, редко так читаю, а стараюсь чередовать книги, – но каждый раз, как только брал почитать какую-нибудь его книгу, предвкушал удовольствие…

А причин для удовольствия от Брэдбери много. Во-первых, что лежит на поверхности, это – увлекательные и новые сюжеты, удивительное очарование и светлая радость (что есть во многих его произведениях). Во многих его произведениях чувствуется живое дыхание, стиль его, по-моему, весьма поэтичен. Но за этой лёгкостью и восторженностью скрывается и другое, что тоже бросается в глаза, если вчитаться чуточку внимательней. Это его глубокая философия. Меня поразило ещё давно вот какое обстоятельство – это его способ оформления мысли. Во всех произведениях (по крайней мере, которые я читал) виден довольно сильный намёк на некий смысл. Но если где-то этот смысл лежит почти на поверхности, то в большинстве произведений он зарыт довольно глубоко и прикрыт либо завораживающей романтикой, либо затягивающим сюжетом. Эффект скрывания мыслей достигается ещё характерным, на мой взгляд, для Рэймонда Дугласа приёмом как бы обрыва, неожиданного обрезания концовки произведения. Философ будто говорит нам: «Братцы, подумайте сами!» Он ни на чём не настаивает. Максимум, на что он решается, – это просто указать на предмет или обстоятельство. И всё! Дальше он приглашает нас на диалог, с ним можно спорить или соглашаться. Так происходит у него и в романе «451 градус по Фаренгейту», который я прочитал сразу после его смерти, и в рассказе «Бетономешалка», и в других. Лично мне никогда не бывало с ним тяжело. Трудно могло быть только тогда, когда я не мог найти, поймать ускользающую мысль Рэя Брэдбери, но это значит лишь одно – надо ещё раз перечитать это произведение.

Я прочитал множество рассказов Рэймонда Дугласа Брэдбери, самых разных рассказов: всё, конечно, не перечислишь. Пожалуй, самые поразившие из них (то, по крайней мере, что первое приходит в голову) – это «Бетономешалка» и «Ракета». Первый страшен своей правдивостью: кажется, Рэймонд Дуглас передал в нём портрет своих соотечественников как беспрестанно что-то жующих и куда-то неимоверно спешащих людей. Второй правдив своей доброй романтикой; в нём показана сила мечты и фантазии. Из романов я прочитал, кроме «Марсианских хроник» и «451 градус по фаренгейту», ещё «Канун всех святых», «Вино из одуванчиков» (один из характерных для Брэдбери сюжетов и настроений), «Что-то страшное грядёт» (довольно странное, на мой взгляд, произведение). «Вино из одуванчиков» было прочитано мною сразу после смерти автора и оставило самое светлое впечатление: я, можно сказать, чувствовал присутствие самого Брэдбери… Вообще же, как мне кажется, Рэй Брэдбери много внимания в своём творчестве уделял детям и подросткам, знал их психологию. Это, пожалуй, у него проявляется ярче, чем у иных фантастов. И, конечно, в этом был свой смысл: ведь дети – самые жизнелюбивые существа, они более всего восприимчивы к вере во всё самое невероятное. А для Брэдбери, думается, это было очень важно…

У меня ещё остаются книги Брэдбери, которые я не прочитал. Даст Бог, я их обязательно и с удовольствием почитаю. Очень интересно было бы познакомиться с его стихами; может, даже что-нибудь попереводить…

Более двух тысяч лет тому назад греческий философ Эпикур сказал: «Пусты слова того философа, которые не врачуют раны души». Уверен – Рэймонда Дугласа Брэдбери это не касается!

А вам как кажется, дорогие друзья? Если вы читали Брэдбери, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и мыслями! А если ещё не читали, но любите фантастику, философию, романтику или просто хорошую литературу, почитайте его: не пожалеете!

« »
   

6 комментариев на «Рэю Брэдбери девяносто пять лет…»

Оставить комментарий или отзыв

Подписавшись, Вы узнаете новости Творческой Лаборатории первыми