Дорогие читатели, рад представить на ваш суд цикл из восьми хокку (первый мой опыт в этом жанре можете посмотреть на этом сайте в публикации «Комариные хокку»).
Хокку – жанр поистине уникальный. Каждое стихотворение – своего рода пометка в записной книжке. Представьте себе: когда вы делаете для себя какие-либо памятки, обычно вы пишите весьма кратко, даже сокращая слова, иногда многое из ненаписанного подразумевая (а по занесённым на бумагу крючкам, словам, сокращениям вы это подразумеваемое восстанавливаете).
Разумеется, хокку пишется, в отличие от бытовых пометок в блокноте, не только и не столько для себя, а для того, чтобы его кто-нибудь прочитал. Хотя при этом, как мне кажется, хокку полезно и для самого автора. Ведь хокку – это особый способ мышления, которому следуют как автор, так и читатель, — способ мышления и философствования, доступный, уверен, представителям всех народов, но глубже всего открытый и лучше всего оформленный японцами (и этим не грех воспользоваться!).
Автор организует пришедший ему в голову материал, иногда весьма многочисленный. Например, он может поразмышлять на политические, социальные, космические, абстрактно-философские и другие темы, но на бумаге остаётся лишь зарисовка некоторого пейзажа, конкретного события жизни – повествование, описание (причём весьма сжато, буквально в нескольких словах, каждое из которых – на вес золота, т.е. обладает особой значимостью, не случайно, из чего лучше исходить и при чтении) и никакого рассуждения. Но магия творчества в хокку, как мне видится, заключается в том, что автор не занимается простым подражательством, а акцентирует внимание на отдельных отрывках окружающего мира, как бы наводит на них объектив, отделяя от других событий и частей окружающей картины, расставляет акценты, маркирует выделенный отрывок. Поэтому хокку, могущие показаться на первый взгляд совершенно бесстрастными, на самом деле нередко наполнены эмоцией, жизнью. И поэтому ещё хокку, могущие показаться тривиальными (не несущими важной смысловой нагрузки), на самом деле оказываются инструментом для проникновения в глубину, для исследования не только того, что написано непосредственно в тексте, но и того, с чем можно было бы сравнить описанное в тексте событие.
(продолжить чтение, нажав кнопку «Далее»)