Записки вынырнувшего, или что произошло за три года? Часть 3: «Тень музыки»

Николай Кузнецов Рубрика: Аудио- и видеозаписи, Мой дневник, Поэзия, Публикации, СМИ,Метки: , , ,
0

Итак, в предыдущих записях, дорогие читатели, я познакомил вас с основными событиями, произошедшими со мной за 2020-2023 годы.

 


Теперь – о центральном событии этого периода, а именно о выходе в свет моей первой книги – поэтического сборника «Тень музыки».

Однако, коль скоро все из предыдущих частей «Записок вынырнувшего…» оказались неожиданно для меня самого снабжёнными открывающими их цитатами, не буду нарушать эту тенденцию – уже в качестве предостережения самому себе (таблетки от «звёздной болезни» и подобных духовных неприятностей) приведу строки из стихотворного наставления «Поэту» Максимилиана Александровича Волошина:

…Остерегайся друзей, ученичества шума и славы.

Ученики развинтят и вывихнут мысли и строфы.

Только противник в борьбе может быть истинным другом.

Слава тебя прикует к глыбам твоих же творений.

Солнце мертвых – живым – она намогильный камень. […]

Вообще мне кажется, что правильный подход к собственному творчеству со стороны любого автора сжато выразил ещё китайский писатель и государственный деятель Хань Юй (768–824), завершивший очерк «История каменщика Ван Чэн-фу» такими словами: «Зачем рассказал я эту историю? Дабы черпать в ней мудрость» (с этим и другими произведениями Хань Юя можно познакомиться в издании: Хань Юй, Лю Цзун-юань. Избранное / перевод с китайского И. Соколовой. М.: Художественная литература, 1979).

(продолжить чтение, нажав кнопку «Далее»)

В самом деле, автор тогда может назвать себя полноправным поэтом или писателем, когда он не смотрит на собственное детище как на что-то полностью принадлежащее ему, что-то, призванное рассказать о нём, об авторе, всему честному народу; когда автор остаётся искателем, странником, готовым иногда перечитывать даже собственные творения, но не исключительно для услаждения самолюбия, а для напоминания самому себе о важных вещах или даже для новых открытий. Одновременно с этим автор пишет и для людей, хочет поделиться с ними своими находками, тем самым принося посильную пользу и другим, – таков, как мне кажется, эффект полноценного поэта и писателя.

История моего сборника «Тень музыки», названного так по имени одного из вошедших в него стихотворений, началась ещё во время съёмок фильма о кохлеарной имплантации «Пусть мир услышит!» в 2017 году, когда Алексей Ильченко, представитель австрийской компании-производителя кохлеарных имплантов «MED-EL» узнал, что я занимаюсь стихотворчеством, и загорелся идеей организовать издание моего сборника стихов. Эту идею поддержал, в частности, Аркадий Соснов, главный редактор журнала «Русский меценат», неизменненный соведущий Дня мецената, проходящего в Эрмитажном театре ежегодно 13 апреля, и один из режиссёров упомянутого фильма. Аркадий и выступил редактором моей первой книжки, что для меня, безусловно, огромная честь.

Работать над созданием сборника, конечно, было нелегко: многократный отбор стихов (начиная от количества и заканчивая тематикой), совместное продумывание концепции и, наконец, самое трудное (думаю, для любого) автора – редактура с неизбежными дискуссиями с редактором относительно деталей большей или меньшей важности уже написанных текстов. У нас эти дискуссии, налаженные исключительно в дружеском ключе, проходили письменно (как раз подоспела коронавирусная пора), что не помешало их развёрнутости. Уверен и убедился в этом на собственном опыте, что вне зависимости от того, принимает автор правки и рекомендации редактора или нет, оставляя текст в прежнем виде, подобные коммуникации чрезвычайно полезны, помогая либо пересмотреть текст в сторону улучшения, либо более ярко и чётко осознать, почему текст должен оставаться именно таким, какой он уже состоялся. Итак, работа была нелёгкой, однако весьма увлекательной и приятной.

Наконец, в 2020 году сборник «Тень музыки» вышел в свет. Его издание, произошедшее под эгидой форума общественности «Сочинский диалог», было приурочено перекрёстному году литературы и театра Россия – Австрия. Книга включает сорок два стихотворения, созданные в период с 2014 по 2019 год, сопровождается иллюстрациями выпускницы школы им. К.К. Грота Яны Лисиной, открывается очень тёплым и прочувственным предисловием замечательного поэта Александра Семёновича Кушнера, а также весьма доброжелательным вступительным словом министра иностранных дел Австрии Александра Шалленберга и моим собственным обращением к читателю и завершается краткими, но душевными отзывами Владимира Коркунова, Дмитрия Поликанова (сооснователь фонда «Со-единение»), Ингеборг и Эрвина Хохмайер (разработчики кохлеарных имплантов и основатели «MED-EL»).

Электронная версия книги размещена на сайте Сочинского диалога.

В 2021 году прошёл ряд презентаций этой книги, и первая из них – на Дне мецената в Эрмитажном театре. Специально для этой первой презентации артист Егор Кутенков прочитал стихотворение «Морской сонет» из данного сборника. Это исполнение сейчас вы можете послушать.

Другая чрезвычайно важная и уже более масштабная презентация прошла 29 мая в рамках XVI Санкт-Петербургского Международного книжного салона. В том же месяце мне представилась возможность презентовать свой новоиспечённый сборник, сопровождая эту презентацию публичным чтением стихов из него, — в Музее гигиены в Ночь музеев, в рамках темы «Звук». Причём основными слушателями в тот раз несколько неожиданно стали дети и их родители (посетители одной из интерактивных выставок). Несмотря на то, что детки были маленькие, они, насколько я помню, с большим вниманием послушали первые стихи из моего выступления.

Появление книжки и её презентации освещались в СМИ. Прежде всего, в заметке «Русского мецената» ещё в сентябре 2020 года, когда книга только-только вышла в свет. О презентации на Дне мецената рассказало Агентство социальной информации, журнал для детей с кохлеарной имплантацией и их родителей «Ушарик», корреспонденты моего родного Санкт-Петербургского государственного университета, расспросившие меня как о творчестве, так и о научных изысканиях и учёбе, что нашло отражение в интервью. Представление сборника в рамках Санкт-Петербургского Международного книжного салона также освещалось на сайтах  компании MED-EL и проекта «Страна глухих» (чуть более подробно и с включением видеосюжета с нарезками из речей и интервью участников презентации).

Среди презентаций сборника хочется особо отметить вечер моих стихов, организованный «Русским музеем» 11 октября 2021 и приуроченный к открытию инклюзивной выставки скульптур и образцов картин русских художников, специально для слепых переведённых в объёмный формат с аудиокомментариями, тексты которых зачитал артист Никита Ефремов. Вечер стихов, длившийся около сорока минут, получился очень гармоничным. Их исполнение сопровождалось великолепной игрой на чудесном инструменте – вибрафоне, и аккомпаниатором выступил виртуоз Алексей Чижик, творчески и деликатно подстраивавшийся под темп моей декламации и тематику текстов. Точнее говоря, как мне кажется, мы подстраивались друг под друга: Алексей – под мою декламацию, а я – под размеренное и уводящее в какие-то неведомые дали переливы инструмента. Полностью запись моего выступления, надеюсь, появится позже, а пока вы можете послушать отрывок из него – звучат стихи «Открытие вечности» и «Лунный сонет».

Сам же этот вечер, равно как и презентация «Тени музыки» в Ораниенбауме в день рождения Александра Сергеевича Пушкина в 2022 году, прошедшая в душевной и оставляющей тёплые воспоминания обстановке, дали мне замечательное чувство радости общения со слушателями, совместного размышления над теми вещами, о которых я пытался сказать в рамках стихотворной речи, перемежаемой прозаическими заметками на устных полях. Особенно отрадно, что на презентации в Библиотеке семейного чтения в Ораниенбауме побывали наши солдаты и даже захватили с собой несколько экземпляров сборника: хочется надеяться, что это мероприятие осталось у них в светлых воспоминаниях и будет согревать.

Поскольку презентация проходила в день рождения Пушкина, помимо стихов из книги я прочитал также и «Сонет-размышление о пустыне в «Пророке» А.С. Пушкина», упоминавшийся в первой части настоящих «Записок вынырнувшего…». Чтобы не перегружать эту статью разного рода ссылками и аудиофайлами, позволю себе предложить вашему вниманию запись упомянутого вечера «Тени музыки» позже в отдельной публикации на сайте.

А взамен предлагаю ещё одну короткую запись – чтение стихов из сборника, с которым я выступил 19 декабря 2021 года в Белорусском государственном педагогическом университете в рамках семинара, посвящённого роли музыки в реабилитации после кохлеарной имплантации (стихи «Столпы жизни», «Ночная Земля», «Разговор в ночи»). Заодно хочу ещё раз поблагодарить за приглашение на этот семинар и возможность познакомиться с ещё одним городом в моей жизни – красавцем Минском: ведь путешествий много не бывает!

Сборник «Тень музыки», принёсший мне столько радостных впечатлений, был также представлен и в звуковом общественно-политическом и литературно-художественном журнале Всероссийского общества слепых «Диалог» (№ 2 за 2022 год). В рубрике «Мир на ладони» вы сможете послушать интервью, данное Оксане Валерьевне Лебедевой, председателю Охтинской местной организации ВОС Санкт-Петербурга (в которой я состою). В этом интервью в моём исполнении звучит также и ряд стихов из сборника, в частности, «Поэзия» — достаточно непростое по структуре и по этой причине редко читаемое мной на публику.

С удовлетворением завершаю эту заметку, хочется от всего сердца поблагодарить всех тех людей, которые приняли то или иное участие в создании и презентациях моего первого книжного издания, и тех, которые живо и с большой теплотой и добром откликались на моё творчество, почитав тексты «Тени музыки» или поприсутствовав на моих выступлениях. Все эти слова и мысли дают мне знать о самом главном: о том, что мои искания и находки, будь то поэтические, или философские, или научные, приносят пользу моим окружающим, способствуют хотя бы в малой толике наполненности мира смыслом. Я недаром отметил в одном ряду с поэтическими также и философские и научные поиски – я убеждён, что прямо или косвенно последние влияют на моё художественное творчество и на ход мысли в целом.

Коль скоро «Записки вынырнувшего…» начались со слов Чжуан Чжоу, то пусть они завершатся словами того же любопытного философа. Чжуан-цзы отметил: «Речь — это не просто выдыхание воздуха. Говорящему есть что сказать, однако то, о чём он говорит, крайне неопределённо». Древнекитайский мыслитель уловил слабость человеческих слов перед задачей выразить всю полноту мира. И, как ни странно, эту неопределённость речи, на мой взгляд, хотя бы в какой-то мере способна смягчить именно поэзия – эта страна, казалось бы, далеко-далеко отстоящая от въедливой точности научного слога. Однако именно поэзия, где стих, по замечанию Пауля Целана, подобен сжатому кулаку, способна в краткий слог завернуть целый мир со всеми его гранями, что и дало повод философу Гастону Башляру заявить: «Поэзия – это мгновенная метафизика».

Нисколько не претендуя на подобный уровень прикосновенности к настоящей поэзии, я, вместе с тем, желаю вам, дорогие друзья и посетители сайта, приятного чтения сборника «Тень музыки»! Как всегда, буду рад любым вашим отзывам, впечатлениям, мнениям.

« »
   

Оставить комментарий или отзыв

Подписавшись, Вы узнаете новости Творческой Лаборатории первыми