Записки вынырнувшего, или что произошло за три года? Часть 1: поэтический вихрь

Николай Кузнецов Рубрика: Аудио- и видеозаписи, Мой дневник, Поэзия, Публикации, СМИ,Метки: , , ,
2

«В Пучине Севера обитает рыба, зовут её Кунь. Рыба эта так велика, что в длину достигает неведомо сколько ли. Она может обернуться птицей, и ту птицу зовут Пэн. А в длину птица Пэн достигает неведомо сколько тысяч ли. Встрепенётся она, взлетит высоко-высоко, и её огромные крылья застилают небосклон, словно грозовая туча. Поднимется тогда могучий вихрь, забурлят, запенятся воды — и птица летит в Пучину Юга, а Пучина Юга — это такой же водоём, сотворенный природой».

Так начинается замечательный древнекитайский трактат «Чжуан-цзы» в переводе Владимира Вячеславовича Малявина – произведение, в котором переплелись завораживающая поэтика притч и серьёзные философские размышления, для пущей подвижности дополнительно скреплённые подкупающей иронией.

И я недаром позволил себе начать своё возвращение из совершенно непозволительно затянувшегося молчания именно этой цитатой, открывающей главу с не менее символичным сейчас названием – «В свободном странствии». Страшно сказать, как быстро и неожиданно пролетели почти три года, когда «Творческая лаборатория», по-прежнему гостеприимная для всех вас, дорогие друзья, оставалась недвижимой, словно судно, попавшее в оглушающий тишиной штиль, в то время как я парил над бескрайним океаном и плавал в его пучинах, умудряясь много раз становиться то птицей Пэн, то рыбой Кунь.

Всё сказанное означает несколько простых вещей:

(продолжить чтение, нажав кнопку «Далее»)

  1. В моей жизни за эти почти три года произошло множество событий, связанных как с литературным творчеством (продолжая образ – где я и был парящей птицей), так и с учёбой и наукой (где я был рыбой в глубинах премудрого моря-океана).
  2. Причём от пополнения сайта меня отвлекали, главным образом, именно подводные блуждания (нет – искания!), продолжающиеся, слава Богу, и по сию пору.
  3. Как творческие, так и научно-учебные события я смело назову не просто странствием, а свободным странствием, потому что и то, и другое в равной степени увлекательно и доставляет радости тому, кто ищет и кто влюблён в мир Божий во всех его проявлениях.
  4. Теперь, немного вынырнув из исследовательских будней, я постараюсь, насколько возможно, поделиться и с Вами тем, что же всё-таки со мной происходило все эти три года.
  5. И эти вести с полей имеет смысл разбить на три публикации:

1) о странствиях в вихрях художественного творчества,

2) о странствиях в вихрях научных и учебных дел,

3) особо – о моей первой книге.

  1. Освещены в самых общих чертах будут лишь основные события; возможно, некоторые из тех, которые не войдут в предлагаемый вашему благосклонному вниманию обзор или окажутся раскрыты не в полной мере найдут своё отражение в других записях.

Начиная разговор о творческих делах, сразу отмечу, что художественных произведений за три года написано немного (по крайней мере тех, которыми уже можно делиться с чистой совестью и ощущением завершённости). Немного позже они появятся на сайте, но с некоторыми вы сможете познакомиться уже сейчас, обратившись к публикациям, упомянутым ниже. Основные же новости связаны с публикациями, выступлениями и подобными событиями.

Самое-самое главное событие, предвкушением которого дышал мой 2020 год и которое разлилось могучим потоком в 2021 и даже в 2022 году, это выход в свет моей первой книги – сборника стихотворений «Тень музыки». Событие настолько значимое, что о нём и о связанных с ним мероприятиях я расскажу в отдельной публикации.

Вот уже несколько лет я плодотворно сотрудничаю на творческом поприще с фондом слепоглухих «Со-единение», а ещё конкретнее – с поэтом, филологом и проникновенным общественным деятелем Владимиром Коркуновым, через различные публикации и проекты (интервью, документальные стихи, основанные на интервью, творческие конкурсы фонда, в круг организаторов которых он неизменно включается) рассказывающим как о слепоглухих вообще, так и о творческих аспектах их жизни. Определённым важным этапом этого широкого освещения творчества слепоглухих стало появление зимой 2023 года портала для пишущих слепоглухих людей «Зрячее сердце», в базу которого включаются интервью со слепоглухими, а также их произведения, ранее фигурировавшие в различных проектах и конкурсах фонда «Со-единение». С удовольствием приглашаю и вас посетить страницы этого портала.

В разделе «Авторы» есть и моя страничка со стихами. Она сформирована из произведений, с которыми я участвовал в первом сезоне конкурса «Со-творчество». О нём я уже успел рассказать ранее.

Однако её основу составили и другие произведения, которым посчастливилось стать героями иных проектов.

Во-первых, в журнале «Парадигма» (№2 за 2020 год) была опубликована подборка стихов и воспоминаний слепоглухих, а также очерков о них (в частности, отрывок из «Американских записок» Чарлза Диккенса, посвящённый Лоре Бриджмен, американской слепоглухой XIX века, которая, кстати, тоже писала стихи). В эту подборку вошло и моё стихотворение «Цикады».

Во-вторых, в литературном интернет-издании «Полутона» той же осенью 2020 года появилась подборка моих стихов «Мятлик на фоне Земли».

В неё вошли «Закат», «Мятлик на фоне Земли», «Часы Сальвадора», «Открытие вечности» и «Каменный Крит» (из цикла «Критские новости»). Подборка предваряется предисловием поэта Геннадия Каневского – пользуясь случаем, хочу ещё раз сердечно поблагодарить его за столь тёплый отзыв о моём творчестве!

Наконец, в-третьих, в 2020 году мне вновь довелось поучаствовать в конкурсе «Со-творчество». Во второй его сезон я явился с тремя стихотворениями («Закат», «Мятлик на фоне Земли», «Часы Сальвадора»), которые получили первое место среди стихотворцев и вошли в выпущенный по результатам конкурса сборник «Обретённый свет». Данное издание сопровождается предисловиями Натальи Дмитриевны Соколовой (исполнительный директор фонда «Со-единение») и литературного критика и поэта Юлии Сергеевны Подлубной, а также послесловием известного слепоглухого доктора наук Александра Васильевича Суворова. Вновь, как и в случае «Зоркого сердца», нам представляется великолепная возможность прикоснуться к творчеству слепоглухих, а через него – поближе познакомиться с их пока ещё малоизвестным миром. Малоизвестным – но, с другой стороны, не таким уж и незнакомым, потому что слепоглухие мыслят, чувствуют, переживают так же, как и остальные люди, пусть тематика их размышлений и переживаний и дополняется в некоторой степени направлениями, обусловленными обстоятельствами жизни. Характеризуя стихи авторов сборника, Ю.С. Подлубная, в частности, отметила, что в них «оказывается меньше всего востребовано эмпирическое — то, что составляет повседневность человека, поражённого болезнью». И дело, на мой взгляд, не только и даже не столько в «эвфемистическом письме» (снова характеристика от автора предисловия к сборнику), которое было бы призвано умышленно или невольно завуалировать проблему, уйти от собственной повседневности, сколько в том, что, даже говоря о собственной повседневности или о стремлениях, вызванных обстоятельствами (далеко не всегда лёгкими) жизни, ряду авторов удаётся одновременно теми же словами сказать и о том, что по-настоящему волнует не только слепоглухих, но и всех людей вообще. Как мне кажется, именно такие произведения обладают особым достоинством, превращающим их из простого творения на конкретную социально значимую проблему в настоящее произведение литературы, которое может с одинаковой пользой и удовольствием читаться как в контексте обстоятельств жизни автора, так и вне такого контекста. Поэтому я с большим удовлетворением приглашаю и всех вас прикоснуться к нашему творчеству, полистав сборник.

Уверен, что время, проведённое с ним, пройдёт не даром, а возможно (и я на это очень надеюсь), некоторые стихотворения или прозаические сочинения даже запомнятся.

2021 год ознаменовался выходом в свет шести стихотворений в номере 1 за указанный год журнала «Аврора». В публикацию вошли как стихи, которые уже есть на сайте: «Путь в тумане» (в соавторстве с моим дедом, Андреем Николаевичем Дзюбаном), «Разговор в ночи», «Спас на Крови», – так и новые: «Элегия на фоне века», «Дума», «Милосердие». Эти новые стихотворения появятся в «Творческой лаборатории» чуть позднее, а пока с ними можно ознакомиться здесь.

Насыщенным событиями оказался 2022 год.

Прежде всего, хочу с большой благодарностью вспомнить замечательного общественного деятеля из Самары, человека высокой культуры и широкой души (ныне уже отошедшего ко Господу) Владимира Михайловича Смирнова, который был президентом фонда «Надежда» и организатором масштабного мероприятия – форума «Ода Пушкину», призванного собрать вместе творческих людей (стихотворцев и не только) и приобщить молодёжь к нашей культуре. В рамках этого мероприятия выпускается ежегодно сборник стихов «Ода Пушкину», в честь презентации которого в Санкт-Петербурге и городах Поволжья проходят торжества с балом, чтением стихов, презентацией разных культурных проектов. Владимир Михайлович пригласил меня поучаствовать в этом празднике русского духа, благодаря чему я не только два раза побывал на балу в Санкт-Петербурге (в 2022 и 2023 гг., оба раза – в апреле), но и опубликовался в очередном выпуске упомянутого сборника в рубрике «Великая Россия» (что, конечно, особенно почётно и ответственно), увидевшего свет в конце 2022 года. В публикацию вошли стихотворения «Дума», «Сонет, поющий о себе», а также написанный специально для этого сборника «Сонет-размышление о пустыне в «Пророке» А.С. Пушкина». Текстовая версия этого сонета появится на сайте несколько позже, а пока вы можете послушать его в моём исполнении на презентации сборника в центре культуры им. Елены Образцовой 8 апреля 2023 года.

12 февраля 2022 года я поучаствовал в Художественно-реабилитационном конкурсе чтецов «Слово наше отзовётся — 6» (проводится на базе Санкт-петербургского регионального отделения Всероссийского общества слепых), выступив со своим сонетом «Спас на Крови», и занял Третье место.

Также не могу не упомянуть обширное интервью, данное мной Анастасии Захаровой (которую сердечно благодарю за замечательную коммуникацию) летом 2022 года и теперь размещённое на уже упомянутом портале «Зоркое сердце». Из него вы узнаете довольно много о моём восприятии мира, поэтическом видении, юридической (конечно, научной) составляющей моего бытования. В конце интервью приложен мой стихотворный цикл «Маленький гербарий», с которым, как я надеюсь, вы сможете отдохнуть от суетливых будней и погрузиться сполна в краски лета с философским зерном.

В январе 2023 года в свет вышел очередной выпуск журнала «В едином строю» (издаётся при Всероссийском обществе глухих), в котором были опубликованы мои стихи: «Критский бык» (из цикла «Критские новости»), «Жасмин» (из цикла «Маленький гербарий»), «Песня Эола» и «Вечереющий пейзаж». Хочется поблагодарить Ярослава Пичугина, редактора поэтической рубрики упомянутого журнала, за предложение опубликоваться и за предисловие к моим стихам, озаглавленное «Слепок вселенной живой» (строчка из «Песни Эола»), в котором он дал краткий очерк моей биографии и характеристику моего творчества.

Мои стихи вновь звучали и в Ораниенбауме (Ломоносове) – том самом Рамбове Николая Вениаминовича Шадрунова и ещё многих замечательных людей, о котором я уже упоминал в ряде своих предыдущих записей на сайте. Помимо презентации моего стихотворного сборника, в 2022 году мне довелось ещё трижды с большой радостью побывать в этом гостеприимном городе.

Во-первых, 11 и 17 сентября 2022 года в Доме Анжу художники и скульпторы Николай и Светлана Корлыхановы в рамках ежегодного «Стравинский Феста» (памяти великого композитора и мыслителя Игоря Фёдоровича Стравинского, родившегося в Ораниенбауме) провели серию встреч на тему «Точка» – о феномене точки в культуре и особенно в искусстве; 11 сентября обсуждали, главным образом, точку и её роль и место в поэзии и живописи, а 17 состоялась «Музыкальная точка», которая, впрочем, также не обошлась без чтения стихов. Тема, действительно, многогранная и, не побоюсь этого слова, универсальная, к ней можно подойти с самых разных точек зрения (отметим, между прочим, себе это словосочетание, среди многих «точечных» и «точкообразных» вариаций также звучавшее на мероприятии). Ваш покорный слуга, в свою очередь, выступил и в первой, и во второй части и со своими стихами, и с некоторыми размышлениями на тему того, где мы можем встретить точку в контексте поэзии и науки.

Наконец, весьма значимым событием, которым одарили меня рамбовцы 12 ноября 2022 года, стало присуждение мне в рамках XVI литературных чтений памяти Н.В. Шадрунова знака общественного признания «Красная ворона» в номинации «Преодоление». Это особенно почётно и ответственно, если учесть, что этого знака удостаивались видные деятели искусства и культуры, такие как, например, Николай Михайлович Коняев, Сергей Александрович Осколков, Иван Иванович Краско, Владимир Ольгердович Рекшан и др., а совместно со мной «Красную ворону» присудили Сергею Борисовичу Горбатенко – историку и автору историко-архитектурных путеводителей по Санкт-Петербургу. Символично, что тема литературных чтений в 2022 году была сформулирована «Свой путь» – думаю, это то, что объединяет всех людей, в той или иной форме отдавших себя служению обществу (как бы высокопарно это ни звучало – правда есть правда, пусть она порой иногда и начинает прихрамывать в неловком языке человеческих слов…).

Впервые я представлял свои поэтические опусы на «Красной вороне» ещё в (страшно сказать — далёком) 2017 году в качестве одного из героев документального фильма о кохлеарной имплантации «Пусть мир услышит». Об этом уже рассказывалось на сайте.

И теперь – снова моё выступление, где в благодарственной речи я высказал пару соображений относительно темы чтений – «Свой путь», а также продекламировал под подобранную мной музыку стихи «Открытие вечности» и «Столпы жизни».

«Красная ворона» представляет собой небольшую, но тяжёлую бронзовую скульптурку высотой примерно шестнадцать сантиметров (без постамента) – ворона, деловито и, вместе с тем, с таинственной задумчивостью восседающая на книге Н.В. Шадрунова «Психи», поставленной вертикально; всё это покоится на квадратном стеклянном постаменте, символизирующем хрупкость нашей жизни. И пока эта ворона смотрит на меня задумчиво и с некоторой хитрецой в выпученных глазах и слегка наклонённой и повёрнутой направо голове с высоты надстольного шкафчика, куда я её торжественно определил, вы можете послушать моё выступление на вручении этого знака общественного признания.

На этом завершается первая часть обзора (или, если угодно, своего рода вдохновенного доклада). И приглашаю всех интересующихся почитать далее о моих научных и учебных делах, а также о сборнике «Тень музыки».

« »
   

2 комментария на «Записки вынырнувшего, или что произошло за три года? Часть 1: поэтический вихрь»

Оставить комментарий или отзыв

Подписавшись, Вы узнаете новости Творческой Лаборатории первыми