Записки вынырнувшего, или что произошло за три года? Часть 2: научно-учебный вихрь

Николай Кузнецов Рубрика: Мой дневник, Публикации, СМИ,Метки: , , ,
0

Есть ремесло – не засыпать ночами

И в конуре, прокуренной дотла,

Метаться зверем, пожимать плечами

И горбиться скалою у стола.

Эти строки из стихотворения «Ремесло» Бориса Моисеевича Смоленского (1921–1941) в полной мере применимы к тому, как происходит вгрызание в гранит науки, вопреки распространённым представлениям о том, что жизнь исследователя – ни что иное, как ровная поверхность тягучего озера, никогда ничем не нарушаемая и не таящая под собой ничего, кроме довольно-таки сонного движения усатых сомов. Вспомним хотя бы знаменитое «Эврика!» Архимеда и его эксцентричный прыжок из ванны: какой бы легендарной эта история ни была, она, тем не менее, правдива по своей сути. Другое дело, что часто исследователь преодолевает до своей «эврики» долгий и порой тернистый путь, состоящий из кропотливого собирания всякого рода жемчужин фактов, которые ещё нужно упорядочить. Такое упорядочивание и называется систематизацией, без которой настоящая наука невозможна, или даже теорией, если упорядочивание перерастает в настоящее строительство своего рода страны, как в зеркале, отражающей здание всей Вселенной. На самом деле, написание настоящего поэтического или прозаического произведения по трудоёмкости ничуть не уступает научным исканиям и также является разновидностью познания мира.

Толкнув эту речь о науке, кратко обрисую то, что со мной происходило в соответствующей области в период с 2020 по 2023 год. За сухими строками протокола, поверьте, скрывается движение мысли и жизни, к которым всегда хочется возвращаться и которые хочется воплощать и далее.

(продолжить чтение, нажав кнопку «Далее»)

2019-2021 годы ознаменовались обучением в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета по программе «Юрист в сфере нормотворческой деятельности», организованной кафедрой теории и истории государства и права. В магистратуру я поступил на общих основаниях и обучался очно. Очно по форме – однако период магистратуры выпал на времена коронавируса, поэтому фактически очно мне удалось проучиться, увы, только первые полтора семестра. Вместе с тем, за это время у нас сложилась замечательная группа магистрантов, и с некоторыми из них мы до сих пор периодически собираемся вместе, чтобы, как говориться, вспомнить молодость и поговорить о том, о сём. Некоторые из магистерских коллег, как и я, продолжили обучение в аспирантуре при кафедре теории и истории государства и права, теперь ставшей нашей родной (родной, в первую очередь, по духу, по душевной атмосфере).

Ещё в 2020 году я стал победителем конкурса среди студентов с ограниченными возможностями здоровья, достигших высоких результатов в учёбе и научных исследований в ВУЗах Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Талант преодоления им. Людмилы Михайловны Шипициной». Об этом событии 22 декабря 2020 года рассказали в заметке на сайте СПбГУ, в которой также кратко сказано о моих научных успехах и планах, бывших у меня на тот момент.

В магистратуре я сполна почувствовал все преимущества очного обучения, личного общения с коллегами по курсу и преподавателями. Ни один онлайн-курс, даже с идеально отлаженной системой обратной связи, не обеспечит той атмосферы доверительности, которая и способствует полноценной передаче знаний, формированию духовных качеств человека: ведь важны не только слова и предложения, прямо выраженные на лекции, но самые разные невербальные моменты, которые (пусть и не во всей полноте) может уловить даже слепой (живые интонации, которые далеко не всегда с той же живостью отражаются при записи онлайн-курсов, мгновенные обмены мнениями в полусловиях и так далее, и тому подобное). Во время очного периода, да и в период перехода на «дистант» я старался посещать студенческие научно-исследовательские кружки, проводящиеся в рамках внеучебной деятельности. О моём выступлении на одном из них я успел уже рассказать ранее.

По окончании обучения в 2021 ваш покорный слуга был признан лучшим выпускником магистратуры по направлению «юриспруденция». При выявлении лучших выпускников бакалавриата и магистратуры учитывается не только учёба на «отлично», но и иная деятельность, позволяющая выбрать лауреата среди отличников (научные достижения, творческая и иная внеучебная активность). Теперь таблица с моим именем висит на стене почёта рядом с моими соплеменниками по чествованию.

В том же году я поступил в аспирантуру по направлению «Юриспруденция», где сейчас и приникаю к роднику науки при кафедре теории и истории государства и права и под чётким и надёжным руководством Елены Владимировны Тимошиной, доктора юридических наук и профессора названной кафедры.

Начиная ещё с последних двух лет бакалавриата, мои исследования посвящены, главным образом, обычаю – одному из источников права (есть такое романтично звучащее юридическое понятие). Очень часто в обыденном сознании, да и среди уважаемых коллег (к счастью, не всех) царит прочное восприятие права как некой системы законодательства, причём законодательства государственного. Закон – это и есть один из источников права. Один – но не единственный; и в общей теории права выделяется разное количество таких источников, даются различные классификации, возникают разнообразные дискуссии. Обычай – ещё один источник права, причём совершенно особый. Часто мы сами не замечаем, как живём по обычаю, даже если при этом фактически следуем закону. Мы буквально окружены обычаями и обыкновениями, чуть ли ни дышим ими. В самом деле, ведь никто не тащит за собой некую тележку или даже вагон, нагруженный кодексами и прочими скрижалями, где написаны многочисленные и постоянно изменяющиеся законы (ежегодно в России издаётся несколько сотен Федеральных законов, уж не говоря о так называемых подзаконных актах, т.е. актах Президента, Правительства, ведомств). Никто всякий раз, прежде чем совершить то или иное действие, не сверяется предварительно в письменном документе с тем, соответствует ли оно закону или что в точности должно совершить, согласно закону, в данном случае. Очень часто на сцену выходят обычаи, обыкновения и простые практики; обычаи и обыкновения проникают и в наше мышление: настолько, что мы их и не замечаем точно так же, как мы не замечаем многие повседневные вещи. А какова природа традиционных ценностей? Как связаны пословицы, поговорки с правом? Почему в юридических документах важно указывать именно те, а не другие слова (и насколько это вообще важно и необходимо)? Ответить на эти и многие другие вопросы довольно сложно без обращения к обычаю, а через обычай – к философии права, философии вообще, теории познания, лингвистике и Бог знает ещё к чему.

Американский юрист Оливер Уэнделл Холмс в XX веке заметил, что задача юриста – уметь связать факты конкретного дела со всей Вселенной. То же самое справедливо и в отношении науки. Поэтому чрезвычайно полезна так называемая междисциплинарность, о которой сейчас учёные говорят довольно много; вместе с тем, полезно и чётко понимать, в каких границах она будет разворачиваться.

Все высказанные соображения вкупе с гигантским интересом ко многим вещам стали причиной того, что постепенно сфера предметов, которые мне необходимо изучить для лучшего (более фундаментального, основательного) понимания исследуемой проблематики, постепенно расширяется. Благо, петербургская школа теории и философии права только способствует такому фундаментальному подходу. Помимо собственно традиционной теории права, я рассматриваю возможности привлечь в орбиту исследования лингвистику, а также восточное интеллектуальное наследие, которое, по моему глубокому убеждению, поможет сделать теорию права системнее и лучше понять собственною традицию. Восточные мыслители, в частности, исламские правоведы, ещё в древности и Средние века обратили пристальное внимание на то, на что западные и русские философы и юристы взглянули только недавно или даже ещё не успели как следует взглянуть. Кстати, эта мысль мной уже защищалась 10 декабря 2021 года в докладе на Международной научно-теоретической конференции «Критика права и государства в постклассической философии права» и в статье «Правовая мысль Востока в контексте российского общетеоретического правоведения», написанной на основе этого доклада и опубликованной в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» (№ 4 (96) за 2022 год). Статья носит методологический характер и, конечно, ещё не может претендовать на полноту и совершенство аргументации.

Такая аргументация возможна, если не только высказать общие соображения, чем интересна восточная мысль для нашей науки, но и показать это на конкретных примерах. Моим примером является обычай, и первые шаги к такой демонстрации также предприняты. Так, в 2021 году во втором выпуске самарского журнала «Вестник общей и отраслевой теории права» вышла моя статья «Правовой обычай, справедливость и разум в исламской правовой мысли: вопросы соотношения», написанная по следам участия в III всероссийской научной молодёжной конференции «Современные проблемы общей и отраслевой теории права», посвящённой памяти профессора В.М. Ведяхина (Ведяхинские теоретико-правовые чтения), прошедшей 5 ноября 2021 года. Сама по себе статья является анализом исламоведческой литературы (главным образом, англоязычной) по данной проблематике, однако, поскольку я не являюсь исламоведом, моя задача состояла в теоретико-правовой концептуализации (обобщении, систематизации и в некоторой степени реконструкции) имеющегося материала, его введении в контекст соответствующей проблематики отечественной теории права.

Ещё чуть раньше попытку (более чем фрагментарную) вписать восточное философское и теоретико-правовое наследие в рамки конкретной проблематики нашей юридической науки я предпринял в статье «Проблемы действительности обычая в свете его инкорпорирования в иные источники права», опубликованной в 2021 году в первом выпуске журнала «Vox Juris. «Глас Права»». Сама статья посвящена обоснованию того, что параллельно с законом может действовать и обычай, имеющий такое же содержание, что и норма закона. Помните, выше я сказал, что мы не тащим за собой тележки и вагоны с кодексами, чтобы постоянно заглядывать в них, и, вместе с тем, умудряемся чаще всего жить законопослушно? Если в самых-самых общих чертах, то названная статья пытается объяснить с юридической точки зрения, почему это вообще возможно. Дело в том, что в юриспруденции прочно устоялось представление, что норма, если и была раньше обычаем, после того, как она закреплена в законе, становится исключительно нормой закона, писаного источника права в книгах.

Наконец, промежуточным результатом моих исследований на данный момент стала магистерская диссертация «Правовой обычай в правовых системах Востока,  Запада и России-вопросы теории и практики», текст которой размещён в свободном доступе.

В ней мне представилась первая возможность более или менее развёрнуто сравнить взгляды на обычай как на источник права, сформировавшиеся в разных правовых культурах. Попытка первая, а потому, разумеется, не окончательная. И следующий этап – это, с Божьей помощью, кандидатская диссертация, над которой я сейчас работаю.

Помимо указанных выше, мне посчастливилось участвовать и нескольких других научных конференциях разного масштаба, некоторые результаты участия были также опубликованы в сборниках. Назову некоторые из этих мероприятий.

«Осенние чтения «Молодежь и право»» (Беларусь) – для них я предложил тезисы на тему «О правовом регулировании процессов познания права», в которых я набросал свои зачаточные размышления (кстати, вдохновлённые исламским правом) относительно природы правил толкования права.

Выступление 12 ноября 2022 года (после которого я живо поехал на вручение «Красной вороны», об этом смотри в предыдущей записи) на международной конференции «Актуальные проблемы аналитической философии», прошедшей на базе Томского государственного университета, было посвящено теме «Как возможен анализ правового обычая?», где я пытался показать, что, вопреки распространённому мнению, «живая ткань» обычая поддаётся чёткому научному анализу. Разумеется, возможности такого анализа не безграничны, однако, как мне кажется, эти ограничения мы найдём не только в сфере изучения обычая, но и любых других правовых явлений.

По предложению моего научного руководителя в сентябре 2022 года я принял участие в более чем масштабной (развернувшейся на научных площадках всей России) международной конференции «Русская философия ХХ века и её вклад в мировую интеллектуальную традицию. К 100-летию «Философского парохода»» с докладом «Лингвистическая философия юриспруденции В.Д. Каткова». Речь шла о Василии Даниловиче Каткове (1867 – после 1917), практически забытом дореволюционном юристе и монархисте-охранителе. Практически забытом весьма напрасно: ведь, насколько я могу судить, он раньше своих западных коллег осознал чрезвычайную важность для правоведения обратиться к наработкам лингвистики, в то время как западные правоведы примкнули к так называемому лингвистическому повороту в гуманитарных науках не раньше 1920-х годов.

В одних мероприятиях я участвовал дистанционно, в других –очно. Также стараюсь посещать, по мере возможности, и другие конференции, на которых если и не выступаю, то слушаю других и иногда задаю вопросы и дискутирую.

Ещё поделюсь, что летом 2022 года вышла коллективная монография «Жива ли справедливость в праве?» под редакцией Дженевры Игоревны Луковской (научный руководитель моих первых двух курсовых работ на бакалавриате), Наталии Ивановны Малышевой и Марины Игоревны Юдиной. Она стала первым монографическим изданием, в котором принял участие и ваш покорный слуга. Дело в том, что в рамках обучения в аспирантуре я оказывал на одном из этапов посильную помощь научному коллективу, занимавшемуся исследованием в рамках проекта «Концепт справедливости в современной российской правовой системе». В мои задачи входило проанализировать пятьдесят решений Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в период с 2000 по 2005 год, на предмет применения в них принципа справедливости. Дженевра Игоревна предложила коллегам включить составленную мной по результатам выполнения данного задания аналитическую записку в качестве одного из разделов книги под названием «Конституционный Суд России о правовой справедливости — на заре нового тысячелетия».

Позже на сайте вашему вниманию (для тех, кто особенно интересуется) будут представлены некоторые из научных текстов. Некоторые – потому что сайт всё-таки посвящён моему творчеству в сфере художественной литературы, а не науке. Поэтому я подберу то, что, на мой взгляд, более или менее легко читается и может представлять интерес для вас, дорогие читатели, вне зависимости от степени погружённости в юридическую тематику.

Ещё одно направление, к которому я начал приобщаться на втором году обучения в аспирантуре, это педагогика. Совместно с моим научным руководителем и некоторыми другими преподавателями нашей кафедры я провёл весной 2023 года несколько семинаров для студентов бакалавриата. Специально для этих семинаров мной составлялись задачки – довольно непростые, но, судя по реакции аудитории, достаточно увлекательные. Также в рамках педагогической практики для студентов я прочитал три лекции: две – на тему исламского права (в рамках студенческих кружков; их записи я планирую предложить вашему вниманию в своё время), а также в рамках курса, посвящённого аналитической юриспруденции, — лекция на тему анализа обычая. Я разделяю то мнение, что будущие юристы уже на студенческой скамье должны не просто заучивать материал из одного-единственного учебника, но и получать представления о богатой палитре правовой науки, о научных интересах и выводах их преподавателей. По этой причине в своих лекциях и заданиях я использовал собственные размышления, то, что волнует лично меня. Это на птичьем научном языке называется апробацией, точнее, одним из видов апробации результатов исследования. Действительно, не только конференции, но и разговоры со студентами позволяют взглянуть на собственные исследования под разными углами. Как сказал один из наших преподавателей, мы тоже кое-чему учимся у наших студентов – это совершенная правда; и я очень надеюсь, что и в будущем буду исходить из этого направления мысли.

Не могу не упомянуть ещё одно значимое событие. В 2022 году по инициативе ряда молодых исследователей появился Совет молодых учёных Юридического факультета СПбГУ, и мне посчастливилось стать одним из его сооснователей. В задачи Совета входит расширение и укрепление контактов молодых учёных, настройка более эффективной научной деятельности и многое другое. Уверен, что впереди нас ждёт множество интересных и плодотворных проектов.

Вполне в духе Сократа великий исламский учёный Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии сказал: «Чем больше опыт учит меня, тем больше я вижу слабость своего разума; и чем больше я увеличиваю свои знания, тем больше я узнаю степень своего невежества» (переведено с английского по источнику: Akgunduz A. Introduction to Islamic Law: Islamic Law in Theory and Practice. Rotterdam : IUR press, 2010. P. 161).

Чтобы осознать правильность подобных слов, нужно пережить соответствующий опыт. И я его как раз проживаю: занятия наукой, в которых любопытствующий дух не менее свободно странствует, чем в поэзии, я почувствовал справедливость данной мысли. И мои исследования, с Божьей помощью, продолжаются, что отрадно.

« »
   

Оставить комментарий или отзыв

Подписавшись, Вы узнаете новости Творческой Лаборатории первыми