Эпикуреец

Николай Кузнецов Рубрика: Поэзия,Метки: , ,
0

Нередко бывает так, что ученики и последователи перевирают мысли своих учителей, порой прямо подменяя их. Такое может происходить по разным причинам: кто-то смотрит на какое-либо учение слишком поверхностно, не проникая в его глубинную суть, понимает его с точки зрения простеца, а кому-то откровенно выгодно использовать учение для удовлетворения своих желаний, прикрываясь его ошибочной оболочкой. Так произошло, в частности, с макиавеллизмом. Так произошло и с эпикурейством.

Я уже давно слышал, что эпикурейство глубже, чем кажется, что распространённое и до сих пор представление о нём как о науке сплошных удовольствий не совсем верно. Но только недавно я всё же познакомился с ним, с его конкретными произведениями, коих осталось, к сожалению, очень и очень мало. Я прочитал за один вечер всё, что у меня пока имеется: три письма и подборку избранных афоризмов (надеюсь, потом удастся найти все сохранившиеся афоризмы)… Я был поражён! Во-первых, мне удалось прочитать не в пересказе третьих лиц его учение о блаженстве. Действительно, он говорил, что не всякое блаженство – благо, как и не всякая боль – зло; к примеру, если боль влечёт за собой великое блаженство, то она становится благом и её нужно предпочитать неразумному блаженству… Во-вторых, меня поразили некоторые мысли Эпикура, которые приближаются к христианскому мировоззрению. Таковы, например, ясно высказанные в «Письме к Менекею» мысли о бессмертии Бога (для языческих времён, кажется, весьма необычная мысль!); сюда же – изречение «Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым»… Да и его учение о благе (в том числе, и о духовном, о духовном здоровье) не противоречит, кажется, христианству…

Разумеется, по сохранившимся немногочисленным отрывкам очень трудно адекватно понять и оценить учение Эпикура: здесь велико пространство для интерпретаций (ещё больше, чем в древности). Но всё же некие выводы можно сделать.

В этом стихотворении я не имею в виду никакого конкретного эпикурейца: это собирательный образ.

Как всегда, буду рад вашим комментариям, дорогие друзья!

(продолжить чтение, нажав кнопку «Далее»)

 Эпикуреец

Я извратил учителя старанья,
Я позабыл учителя заветы!..
Еда обильна, в бархат всё одето,
И тело безмятежностью согрето,
И девушки, и смерти, вроде, нету,
Друзей толпа, коринфские конфеты,
И слушаю сладчайшие куплеты
Льстецов пиитов: вот так наказанье!

Себя обрёк на сладкое страданье!..
Ах, лучше б нищим я бродил по свету —
Пусть даже так! – но в разум чтоб одетым,
Чем быть счастливейшим безумцем из Милета:
Желать еды  — и быть при этом сытым;
И лгать про эпикуровы советы:
То сладость путать с сладострастьем света,
То мыслью рабски прикрывать желанья!..

Ах, боги! Я порушил ваши своды:
Безумный, в благе лишь искал свободы;
Боясь страданий, их я получил!..
А Эпикур давно ушёл в Аид!..
Я помню, как рыдал тогда у гроба
И клялся, что у смерти вырву злобу…
А он, отвергший смерть, теперь молчит!
А я сломал его слова и утопил!
Теперь хочу я в нищете — свободы!..
Ах, Боги! Дайте сил нести невзгоды!

Я знаю, что я глуп, прося у вас
Того, чего и сам могу добиться,
Но хочется мне горем поделиться:
Пересластивши, тяжко испариться
Из мрака цепких златотканных ваз!
Вот так всё в мире может измениться:
Ещё вчера пел благородный глас,
А нынче уж огонь бесстыдных глаз
По-своему поёт векам наказ
Тех прежних уст, чтоб бренно насладиться!..

Нет! Завтра дом покину, наконец!
Театры в полночь сладкую покину!..
Пока же чашу тише опрокину,
Чтоб счастлив был мой Эпикур-мудрец!

20 августа 2015 года.

п. Борок, Ярославская обл., Россия.

« »
   

Оставить комментарий или отзыв

Подписавшись, Вы узнаете новости Творческой Лаборатории первыми